Конвейерная транспортировка — самый производительный способ перемещения сырья и готовой продукции по технологическим линиям пищевых, мебельных, металлургических, с/х, горнодобывающих и других предприятий. И в силу той же производительности промышленная безопасность относит конвейеры к потенциально опасному оборудованию. Чтобы свести к минимуму риск технических сбоев и травм персонала, к работе транспортеров предъявляются комплекс требований по охране труда и промышленной безопасности.
Охрану труда и защиту конвейерных систем от аварий регулирует один набор нормативных документов:
Приказ Минтруда России от 18.11.2020 N 814н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2020 N 61355). Транспортерам отведены главы с XII по XIX, по одной главе на роликовые, подвесные, гравитационные, винтовые, тележечные, цепные, пластинчатые и ленточные конвейеры.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.2.022-80 «Система стандартов безопасности труда. Конвейеры. Общие требования безопасности» устанавливает базовые правила безопасности.
Межгосударственный стандарт ГОСТ EN 620-2012 определяет требования безопасности и электромагнитной совместимости для ленточных стационарных конвейеров для сыпучих материалов.
Эти нормативы регламентируют требования к безопасности конвейеров сразу с двух позиций — охрана труда технологического персонала при эксплуатации транспортера и защита конвейерных систем от аварий и сбоев.
Резюмируя распоряжения стандартов и Приказов, общие требования к безопасности конвейеров можно свести к трем принципам:
Защищать конвейер и персонал от падения груза, обрыва и схода грузонесущего элемента, например, ленты.
Не допускать блокировки, заклинивания ходовых опорных устройств и перегрузки транспортера.
Иметь возможность вручную остановить транспортер при перегрузке или аварийной ситуации.
Для защиты от падения груза, транспортеры оборудуются бортами, датчиками контроля положения груза, контроля разрыва и схода ленты.
От избыточной нагрузки, блокировки и замедления устройства защищают датчики препятствий, контроля скорости и провисания ленты. Для защиты персонала от травм все движущиеся части (приводные барабаны, муфты и пр.) ограждают на участках рабочих мест. Если у персонала свободный доступ к конвейеру по всей линии или транспортер располагается рядом с проходом, ограждения устанавливают по всей трассе. Аналогично ограждают и линии с уклоном более 6 градусов.
Дополнительно на участках трассы со свободным доступом расставляют светосигнальные маяки. Они могут работать как индикаторы аварийной ситуации, например, сигнализировать о заторе или разрыве ленты, а также показывать ход технологического процесса или предупреждать персонал об изменении режима работы.
Для экстренной остановки транспортеры оборудуются аварийными выключателями. На конвейерах до 10 м для аварийного выключения допускается использовать аварийные кнопки — они устанавливаются в головной и хвостовой частях. Для трасс большей протяженности нужны тросовые выключатели. Они позволяют останавливать конвейер с любого места.
Для ленточных транспортеров дополнительно внедряется система тепловой защиты. По статистике пожарной безопасности, в 30% пожаров на горно-шахтных предприятиях источником возникновения становились ленточные конвейеры. В 64% случаев пожар начинался на приводной станции, а в 25,2% на линейном ставе, в том числе и из-за эксплуатации неисправных роликов. В 10% случаев виновником пожара становилась натяжная станция. Система тепловой защиты контролирует температуру в области приводного барабанам и автоматически отключает транспортер, если превышается ее пороговое значение.
Также необходимо соблюдать рекомендуемую технической документацией высоту и длину ленты, периодически проводить смазку и обслуживание движущихся элементов (на отключенной линии), регулярно осматривать и очищать узлы/агрегаты транспортера. Это, казалось бы, очевидные требования к безопасной эксплуатации конвейера, но именно они позволяют эксплуатировать линию без опасности для персонала и технических сбоев.
дата публикации: 23/07/2021/ 12:07/