Конвейеры (от англ. convey – перевозить) – специализированное транспортировочное оборудование, которое обеспечивает непрерывное перемещение сыпучих, кусковых, штучных материалов. Команда «ИнтерМаш» решила подробно рассмотреть, какие бывают конвейеры и по каким критериям их классифицируют.
Зачастую транспортёры разделяют на два вида:
с тяговым органом (цепные, ленточные, канатным);
без тягового органа (гравитационные, инерционные, винтовые).
При этом классификация конвейеров с тяговым органом предусматривает их разделение по типу грузонесущего элемента: транспортёры бывают ленточными, пластинчатыми, цепными.
В случае с тяговыми конвейерами грузы передвигаются по участкам вместе с основным рабочим органом. За передачу тягового усилия отвечают или грузонесущие элементы, или механизмы, проталкивающие либо тянущие грузы по неподвижным желобам, трубам, настилам.
Также выделяют транспортировочные машины, не имеющие тяговых механизмов – подобное оборудование бывает гравитационным, инерционным, винтовым. У этого типа конвейеров рабочие механизмы совершают круговые вращательные (роликовый тип) либо возвратно-поступательные движения (инерционный тип).
На транспортёрах перемещение грузов может осуществляться машинными приводами (зачастую электрическими, реже – пневматическими) или за счёт действия силы тяжести (гравитационный тип машин).
Рассматривая то, какие бывают конвейеры по конструктивным особенностям и условиям эксплуатации, выделяют транспортёры напольного и подвесного исполнения. Напольное транспортировочное оборудование бывает стационарным, передвижным, переносным. Такие конвейеры обеспечивают перемещение грузов в разных плоскостях:
горизонтальная или близкая к ней наклонная – такой подход используется в ленточных, пластинчатых, цепных, тележечных, скребковых, роликовых транспортёрах;
вертикальная или близкая к ней наклонная – это может обеспечить ковшовый, винтовой, скребковый конвейер;
любая – в данном случае транспортировочные установки включают чередующиеся горизонтальные, вертикальные, наклонные участки (такая конфигурация бывает у подвесного, ковшового, скребкового оборудования).
Частым классификационным признаком является вид перемещаемых материалов. Конвейерные системы позволяют транспортировать насыпные и штучные грузы. Существуют универсальные либо специализированные транспортёры. Первые перемещают любые материалы, а вторые – только насыпные либо штучные.
Отдельные разновидности конвейеров без классификации:
элеватор;
вертикальный транспортёр с подвесным ковшом, люлькой или полкой;
эскалатор;
специальный пластинчатый или ленточный конвейер, предназначенный для транспортировки людей;
шагающий транспортёр;
триммер;
стакер, обеспечивающий штабелирование бревенчатых изделий;
комбинированное оборудование: перекрёстный роликово-цепной, роликово-ременной, роликово-роликовый конвейер, предполагающий изменение направления и фронта передвижения грузов; также к комбинированным относят роликово-ленточный транспортёр «Рапистан», удерживающий штучные грузы на спуске с заданным интервалом.
Далее предлагаем рассмотреть особенности каждого типа конвейеров.
Данный вид конвейеров используется для транспортировки сыпучего, кускового и штучного груза на дальние расстояния (до 10-12 километров и более). В состав таких установок зачастую входит несколько секций. Горизонтальные ленточные магистрали могут быть прямолинейными или радиальными (поворотными, замкнутыми), а вертикальные бывают наклонными или со сложной конфигурацией (L-образными, Z-образными).
В ленточных транспортёрах тяговым и грузонесущим органом выступают ленты, которые перемещаются по стационарным роликовым опорам с огибанием приводных, натяжных или отклоняющих барабанов. Перемещение грузов осуществляется вместе с лентой. Лента всегда принимает форму роликовой опоры: если ролик один, транспортёр плоский, если 2 ролика, транспортёр V-образный, если 3, то U образный. Как правило, на плоских ленточных транспортёрах перемещают штучные грузы.
Ленточные транспортировочные системы обладают высокой эксплуатационной надёжностью, а уровень их производительности составляет от 3-4 до 50-80 тонн в час.
Необходимая степень натяжения ленты обеспечивается натяжной станцией, чаще всего винтовой, редко грузовой или тросовой. Приводы транспортировочных систем (приводные станции) представлены электродвигателем, редуктором, барабаном и соединительными муфтами. Сыпучие материалы загружаются на ленты посредством направляющего лотка или воронки, а разгрузка осуществляется в конце ставаили с помощью плужковых/барабанных сбрасывателей или разгрузочной тележки, если нужно разгрузить в других точках.
По назначению и классификации конвейеры ленточного типа бывают резинотканевыми, поливинилхлоридными (ПВХ), полиуретановыми (ПУ), сетчатыми и модульными (прямыми, поворотными). Минимальная ширина ленты обычно составляет 100-200 мм, а максимальная – 2 метра. В толщину ленты бывают от 2 до 25 мм, а скорость перемещения грузов составляет от 0.1 до 4 м/с.
Существует короткий передвижной ленточный транспортёр, выпускающийся на колёсном ходу, а используют его для погрузочно-разгрузочных работ и в сфере строительства.
С помощью этого типа конвейеров перемещают:
тяжёлые (до 500 кг и больше) штучные грузы;
крупнокусковые (включая острокромчатые) материалы;
предметы на поддоне или в контейнере;
материалы, нагретые до высоких температур.
Пластинчатые конвейерные системы обеспечивают горизонтальное перемещение или с малым уклоном до 35°. Эти агрегаты бывают стационарными или передвижными, а состоят они из тех же основных узлов, как и ленточные транспортёры. Грузонесущим органом служат металлические (иногда деревянные либо пластмассовые) настилы-полотна из множества пластин, соединённых одной или двумя тяговыми цепями (втулочно-роликовых). Настил имеет плоское, волнистое или коробчатое сечение, может выполняться с бортами или без.
При движении тяговая цепь огибает приводную и натяжную звёздочки, которые закрепляются на краях рамы.
Пластинчатые транспортёры бывают специализированными или общего назначения (наиболее распространённый вид, перемещающий штучные тяжёлые грузы либо поддоны). К специализированным пластинчатым конвейерам можно отнести: нелинейные пространственные трассы, пассажирские эскалаторы, линии с интегрируемым технологическим оборудованием.
Как правило, пластинчатые конвейеры обеспечивают малую скорость перемещения грузов до 1 м/с. Типовая пластинчатая система обладает производительностью до 2000 тонн в час. Плоский настил могут дополнять высоким неподвижным бортом для предотвращения ссыпания груза с поверхности пластинчатого транспортёра. Разные конфигурации конвейера могут предусматривать оснащение трассы откидными секциями, поворотными кругами и т. д.
Этот вариант в классификации транспортёров позволяет непрерывно (реже прерывисто) перемещать штучные грузы. Такие транспортёры зачастую выполняются с пространственной замкнутой трассой, имеющей сложные контуры. Конвейеры подвесного типа подразделяются на три категории:
грузонесущие: предусматривают постоянное соединение кареток для грузов и тягового органа;
тянущие: каретки и тяговый орган тоже постоянно соединены, при этом выполнены с крюками для тележки, перемещающейся по полу в цехах или складах;
толкающие: в данном случае отсутствует постоянная связь тягового органа и кареток, для передвижения которых используются подвесные пути.
Подвесные цепные транспортёры позволяют наладить комплексную механизацию и автоматизировать погрузочно-разгрузочные или складские работы на стыках внутрицеховых, внутризаводских и магистральных транспортных систем. С их помощью удаётся создать полностью автоматизированные склады.
Другие виды конвейерных установок рассмотрим в следующей части нашей статьи.