В первой части статьи мы успели рассмотреть, какие бывают конвейеры по конструктивным особенностям, а также изучили особенности ленточных, пластинчатых, подвесных транспортёров с цепными тяговыми органами. Дальше ознакомимся с остальными видами конвейерного оборудования.
В общей классификации конвейеров это оборудование помогает перемещать пылевидные и мелкокусковые грузы по горизонтальным или наклонным (не более 20°), реже – вертикальным плоскостям. Транспортёры выполняются с металлическим закрытым желобом, имеющим внутри вращающийся вал, на котором по спирали располагаются лопасти, такой вал называется шнек. Лопасти могут иметь сплошное (для легкосыпучего материала), ленточное исполнение (для влажного или кускового груза) либо выполняться как отдельно закреплённые на вал лопатки (для липкого и слёживающегося материала).
Когда винт вращается, груз проталкивается лопастями дальше по желобу.
Винтовое конвейерное оборудование выполняется с секциями по 2-4 метра, а вся транспортировочная система может иметь длину до 60 метров при диаметре желобов 100-600 мм. Такие конвейеры обладают простой конструкцией, удобством эксплуатации, особенно если перемещаются пылящие грузы. Недостатки системы – быстрый износ лопастей и желоба, измельчение и истирание перемещаемых материалов, повышенное потребление энергии.
С помощью этой разновидности конвейеров перемещают изделия на поддонах, либо штучные, плоские, ребристые, цилиндрические предметы. Система состоит из рамы с множеством неподвижных перпендикулярно закреплённых осей, на подшипниках которых вращаются ролики. Длина роликов должна быть немного больше, чем ширина или диаметр грузов, а шаг между осями должен быть до 50% длины перемещаемых предметов.
Если нужно транспортировать небольшие кусковые или штучные материалы со сложными формами, то их требуется помещать в ящики или на поддоны.
Роликовый конвейер может быть двух видов:
Гравитационный (рольганг). В данном случае рабочая плоскость устанавливается под углом до 5°, при этом обеспечивается свободное вращение роликов за счёт силы тяжести перемещаемых грузов.
Приводной. В этих транспортёрах ролики оснащаются индивидуальными (секционными) либо групповыми приводами, подсоединяемыми к одному двигателю. Данные роликовые системы применяются при обеспечении постоянной скорости передвижения материалов, строго горизонтальном перемещении грузов или подъёме по наклонной плоскости.
Роликовые конвейерные комплексы собираются из секций по 2-6 метров. Трассы могут иметь разную конфигурацию с криволинейными, откидными, перекрестными секциями, поворотными кругами.
Этот тип конвейеров используется, если нужно перемещать сыпучие, реже – мелкие штучные материалы на относительно небольшие дистанции в горизонтальной либо слегка наклонной (максимум 20°) плоскости. В инерционном транспортёре части грузов движутся по грузонесущей поверхности или даже летают по воздуху вследствие энергии инерции. Какие бывают конвейеры инерционного типа:
качающимися: имеют значительную амплитуду и малую частоту колебаний;
вибрационными: их характеризует небольшая амплитуда и высокая частота колебаний.
В простейших качающихся транспортёрах желоба поставлены на упруги стойк, надёжно установленные на опорную раму при некотором угле наклона к вертикали. Кривошипные механизмы и привод от двигателя придают желобу изменяющееся по направлению движение (вперёд – небольшой подъём, назад – опускание), вследствие чего обеспечивается качение. При этом наблюдается изменение давления грузов.
Когда желоб направляется назад, перемещаемые предметы скользят по его поверхности вперёд, что способствует продвижению.
На вибрационных конвейерах грузы подвергаются воздействию несимметричных колебаний. При плавном движении трубы транспортёра вверх и резком опускании предметы отрываются от поверхности и немного перемещаются в сторону. Производительность вибрационной конвейерной системы различается, исходя из диаметра желобов: 350 мм – 50 тонн в час, 500 мм – 75 т/ч, 750 мм – 150 т/ч. Предельный возможный уровень производительности составляет 400 т/ч, а максимальная длина трассы достигает 100 метров.
Существуют специализированные комбинированные вибрационные транспортёры, обеспечивающие перемещение предметов в горизонтальном и вертикальном направлении.
Такие установки обеспечивают перемещение грузов с помощью скребков, движущихся вдоль желоба или трубы. Оборудование применяется, если нужно транспортировать сыпучие либо кусковые материалы, подающиеся в желоб посредством загрузочной воронки. Зачастую транспортёры имеют нижнюю рабочую ветвь, реже – верхнюю (или сразу две).
Форма скребков совпадает с контуром сечения трубы (прямоугольные, полукруглые, трапециевидные). Скребки обычно штампованные (для изготовления используется листовая сталь) либо литые, а желоб делают из металла или дерева.
Если сравнивать с пластинчатыми конвейерами, скребковые отличаются ме́ньшим весом, а загрузка и разгрузка перемещаемых материалов может осуществляться в любом месте желоба. Сфера применения таких транспортёров ограничивается по причине измельчения груза и интенсивного износа трубы, особенно если перемещаются абразивные материалы. Помимо этого, они требуют большого потребления энергии из-за необходимости преодолевать вредные сопротивления. Как правило, рабочий орган передвигается со скоростью до 0,5, иногда – до 1 м/с, а уровень производительности скребкового оборудования составляет от 100 до 350 т/ч.
Зачастую такие системы используют для транспортировки грузов на дистанцию до 100 метров.
Отдельным видом в классификации транспортеров идут погруженные конвейерные системы, в которых скребки частично закрывают желоб, а грузы заполняют бо́льшую часть рабочей ветви. В этом случае трасса может иметь сложную конфигурацию, использоваться для медленной горизонтальной, вертикальной и наклонной транспортировки мелкосыпучего материала до 0.25 м/с.
Также отдельно рассматривают скребковые конвейеры трубчатого типа. У них тяговые цепи и скребки размещаются внутри трубы, полностью закрывая её сечение. Эти системы тоже могут выполняться с пространственной трассой.
Подобный тип конвейера применяется, если нужно перемещать тяжёлые (свыше 500 кг) штучные изделия с плоским днищем, предметы на поддоне или в контейнере. Есть два типа цепных транспортёров:
С несущей цепью. В этом случае грузы располагают прямо на тяговых цепях, которые скользят по неподвижным направляющим. Трассы этого оборудования могут состоять из откидных секций и поворотных кругов.
С ведущей цепью. У таких транспортёров отсутствует грузонесущий орган, поэтому их зачастую применяют в поточной линии конвейерной сборки. Грузы перемещаются по неподвижному опорному пути прямо по полу, по собственному колёсному или гусеничному шасси. Широкое распространение получил тележечный конвейер. Это тележка, соединённая тяговыми цепями и движущаяся по замкнутому контуру трассы. Прямо во время перемещения грузы подвергаются различным воздействиям и операциям (формовка, заливка, охлаждение – в литейном производстве, сборка узлов).
Главное преимущество цепного транспортёра с тяговыми цепями – ме́ньшая стоимость в сравнении с роликовыми и пластинчатыми аналогами. Минус – индивидуальное проектирование под определённые виды перемещаемых материалов.
Компания «ИнтерМаш» занимается изготовлением конвейеров разного назначения и типа классификации, с учётом требований заказчиков. Для расчёта стоимости и сроков изготовления транспортёров позвоните нашим менеджерам по телефону +7(473) 212-01-55, отправьте письмо на email in-mash@yandex.ru или оставьте заявку с помощью формы обратной связи. Мы изучим техническое задание, выберем и изготовим для вас оптимальный тип конвейера.
дата публикации: 01/02/2024/ 12:02/